Используйте инструменты ТРИЗ для прогнозирования развития процесса обучения в школе/вузе. Как бы Вам хотелось обучаться в школе/вузе? Какие недостатки обучения Вы видите сейчас, и как они могут быть устранены в будущем? На протяжении последнего десятка лет постоянно говорится о реформах в системе образования. Соответствуют ли эти реформы общим законам развития систем?
Составьте и обоснуйте с позиций ТРИЗ модель школы и/или вуза будущего.
Задача предоставлена М. Жужей
Многие дети и взрослые, изучающие или уже использующие в своей практике ТРИЗ, сталкиваются с проблемой: как очень кратко и интересно рассказать о ТРИЗ новичкам? Как заинтересовать изучением ТРИЗ своих друзей, знакомых и незнакомых? Может быть, сама ТРИЗ подскажет, как сделать себе рекламу?
Идея задачи предоставлена М. Жужей
В любом задачнике (по физике, по математике, …) всегда есть ответы. Задачник по ТРИЗ имеет свою особенность – в нём задачи творческие. Поэтому у некоторых обучаемых есть соблазн такой задачник "прочитать", а не "прорешать". Если в задачнике по ТРИЗ приводить ответы, то можно (из-за лени, недостатка времени, неудачных попыток решить задачу) сразу посмотреть в ответ. При этом задача "рассекречивается", а благодаря психологической инерции уже трудно предложить другие возможные решения данной задачи. В результате эффективность тренировки мышления ("процесс думанья") резко уменьшается. Если же в задачнике по ТРИЗ не приводить ответы к задачам, то приходится думать самому, обычно можно предложить несколько решений с различным приближением к ИКР, однако обучаемому трудно проверить уровень своей подготовки и успешность решения творческих задач, поскольку неизвестно – достигнут ли «контрольный» ответ? (Лучше или хуже предложенное решение, чем «контрольный» ответ?) Итак, к задачнику по ТРИЗ имеются противоречивые требования. Как быть?
Задача предоставлена М. Жужей
Задача предоставлена А.Л. Каминым, А.А. Каминым
При съемках многих фильмов артистам нередко приходится выполнять особо сложные трюки: выпрыгивать из окон, вскакивать в проносившиеся мимо машины, проходить сквозь огонь. Иногда артистов «выручают» каскадеры. Как снять, например, эпизод, в котором герой ходит по раскаленным углям, не используя комбинированные съемки, не приглашая йога или каскадера?
Идея задачи предоставлена А.Л. Каминым, А.А. Каминым
В честь ассирийского царя Артаксеркса в Фивах была воздвигнута знаменитая черная поющая статуя. С восходом солнца статуя пела – издавала мелодичные звуки. Как можно объяснить это явление, используя инструменты ТРИЗ? Как экспериментально проверить ваше объяснение?
Задача предоставлена А.Л. Каминым, А.А. Каминым
В космосе летает огромное количество обломков от старых спутников и взорвавшихся ракет: около 10 тысяч штук размером больше 10см, до 150 тысяч размером около 1 см., несколько миллионов меньше 1 см. Надо ли избавляться от этого космического мусора? И если надо, то как?
Задача предоставлена А.Л. Каминым, А.А. Каминым
По сказке С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями». …Вот берет Нильс волшебную дудочку И лишь только она заиграла, Как пошли за ним крысы по струночке! Были крысы – и крыс не стало. Утонули все крысы в озере. Вот что значит волшебная дудочка! Если взял бы кто-нибудь удочку, Да в то озеро и забросил – Вы представить такое не можете: Крыс-то было великое множество! Та победа Нильса прославлена, А вода – надолго отравлена. Так давайте вернемся в сказку И придумаем Нильсу подсказку! Что же делать Нильсу? Как спасти от крыс продукты из подвалов замка, не погубив озеро?
Задача предоставлена А. Кисловым
Африканская акация размножается горошинами, которые находятся в маленьких витых стручках. Когда семена созревают, они падают на землю прямо в стручках. Но вот беда: эти упавшие на землю стручки очень быстро обнаруживают маленькие жуки, которые откладывают в них свои яйца. Вылупившиеся личинки жуков тут же начинают грызть питательные горошины. И если будет поврежден зародыш, то такие горошины уже не смогут прорасти. Природа все же нашла способ, как уберечь значительное количество горошин от смертоносных жуков. Попробуйте «вычислить» этот способ. Или, по крайней мере, найдите способы, которые вы могли бы «предложить» акации.
Задача предоставлена И. Андржеевской
Задача предоставлена Е. Пчелкиной
Однажды славный Буратино В лесу услышал громкий стук. Он медленно пошел на стук И видит странную картину: Пичуга, явно без причины, Сидит и носом долбит сук. Стучит-стучит и не устанет. Ну как же мимо-то пройти?! Да птица просто хулиганит! «А ну, сейчас же прекрати!» Но нет, не слышит. «Ну, постой же, Я лес от шума сберегу! Нос у меня – совсем такой же, Стучать и громче я могу!» И Буратино к-а-а-к… Бах! Бам! И нос – сломался пополам! И вот наш глупый Буратино, Оставшись с носом, то есть без, Весь в грустных мыслях: «В чем причина? Видать, такой дурацкий лес!» И сидит Буратино с вопросом: «Что же делать с моим бедным носом? Оставить – жаль. Конечно, нет! Приклеить – будет виден след. И так, и так про мой конфуз Узнает даже карапуз!» Что же делать Буратино?
Задача предоставлена А. Кисловым
Группа кукол-активистов, самых основных артистов, Под командой Буратино, удалого молодца, Убежав от Карабаса, страшно злого Барабаса, Собственный театр открыла, поют-пляшут без конца! Им все трюки удаются. Дети-зрители смеются, Дружно хвалят Буратино, хвалят кукольный народ. И не видно им из кресел, что герой наш нос повесил, Что-то гложет Буратино. Что же? Сам он не поймет. Часто думает он, глупый: «Что же стало с нашей труппой? С теми, кто от Карабаса не сумели убежать? Что с театром нашим стало? Кукол ведь осталось мало, Им без нас, артистов главных, нелегко теперь играть. И такие мысли мучат: «Ну а если бы не Ключик? Если бы от бедной доли не спасло нас волшебство? Мы-то САМИ, что мы можем? Что же нам всего дороже? Дайте куклам беззаботность - и не нужно ничего?..И в самом деле: а если бы не золотой ключик и не волшебная дверь? Как, не бросая коллектива, решить кукольную проблему? Выгнать Карабаса? Но ведь театр – его собственность. Всем убежать из театра? Но куда, на улицу? Или с помощью ТРИЗ придумать что-то пооригинальнее?
Задача предоставлена А. Кисловым, Е. Пчелкиной
Задача предоставлена Е. Пчелкиной
Задача предоставлена А. Кисловым, Е. Пчелкиной
Задача предоставлена Е. Пчелкиной
Задача предоставлена А. Кисловым
Что это – народная глупость? Ведь совет, который можно толковать как угодно, ничего не стоит. Или здесь что-то не так? Попробуйте ответить с помощью хорошо знакомых вам инструментов из арсенала АРИЗ, и они сами помогут в этом разобраться.
Предложите аналогичные пары. Кто больше?!
Задачи предоставлены Е. Пчелкиной